В 1992 году был принят Закон «О защите прав потребителей» и с этого момента определилось понятие «Товар» и «Услуга», а вместе с этим «Медицинская услуга». В рамках проведения и реализации медицинских услуг пациенты получили все возможности о защите своих прав. И с этого момента не утихают споры в профессиональном сообществе о том, что приравнивать Медицинскую помощь к Услугам некорректно и опасно для врачей и медицинских работников, а также может быть плохо для пациентов. Почему? Предоставление базовых услуг: Собрать мебель, испечь пирог, вымыть машину… - не подразумевает сверхответственность за жизнь и здоровье человека, а также массы непредсказуемых ситуаций из серии индивидуальных реакций человека, невыполнения медицинских предписаний и качества приобретенных лекарственных препаратов с особенностями их хранения и использования. И за все это отвечает Врач. В рамках оказания медицинской помощи встречаются ситуации индивидуальных реакций, осложнений, побочных явлений – это статистика и уйти от этого на 100% невозможно. Кроме того, качество медицинской помощи оценивает человек без профессионального понимания происходящих процессов, соответственно оценка происходит на эмоциональном уровне. Гарантии дать на предоставление медицинских услуг невозможно, а тем более «вернуть товар». Потребительское отношение переводит в негативный оттенок медицинские услуги. Если же сменить понятие «Медицинская услуга» на «Медицинская помощь», то в этой юридической реальности можно расписать вероятности осложнений и побочных явлений без юридической ответственности врачей во многих случаях. Таким образом, может быть меньше претензий к врачам, меньше затрат времени и сил на спорные ситуации, врачам останется больше времени и возможности для реализации медицинских, а не юридических задач. «Лед тронулся». Глава государства обязал уточнить применение и смысл понятий «Медицинская услуга» и «Медицинская помощь». Ждем смены юридической парадигмы.